Информационно-аналитический дайджест по винно-водочной и пивной отрасли

Россияне предпочитают крепкие алкогольные напитки

Россияне предпочитают крепкие алкогольные напитки и пиво, а потребление вина находится на самом низком уровне, заявил глава Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз.

Так он прокомментировал данные опубликованного исследования GfK, в котором говорилось, что наибольшим спросом у российских семей пользуется вино. В материалах утверждалось, что на одно домохозяйство приходится 10 л этого напитка в год, что составляет почти половину годового объема покупки алкоголя.

Как пояснил эксперт, исследование коснулось только ограниченной части рынка, поэтому не отражает реальной картины. Он добавил, что в России вина пьют всего по 3,5 л на душу населения, а в СССР употребляли больше 15 л. При этом специалист обратил внимание, что в любой экономически развитой европейской стране на каждого человека приходится более 30 л вина — в 9—10 раз больше чем в России.

***

Минфин поддержал предложения по развитию виноделия в России

Минфин РФ в целом одобрил предложения министра сельского хозяйства Дмитрия Патрушева, направленные на развитие виноградарства и виноделия в России, сообщили в пресс-службе Минсельхоза РФ.

"В целом предложенные направления работы одобрены, их детальная проработка, в том числе возможная корректировка нормативной правовой базы, в настоящее время поручена федеральным органам исполнительной власти", — отметили в Минсельхозе.

Как добавили в ведомстве, при реализации этих инициатив усилия Минсельхоза, в первую очередь, будут направлены на защиту российских виноградарей и виноделов. Так, Россия к 2025 году должна увеличить площади виноградников до 120-140 тысяч гектаров, обеспечив потребности винодельческой отрасли в отечественном посадочном материале, а также импортозамещение 80% виноматериала, и дополнительно создать в отрасли до 20 тысяч рабочих мест.

***

Госпошлина за выдачу марок на алкоголь вводится в России

В России вводится госпошлина за выдачу новых марок на алкоголь, которые начали действовать с 1 июля 2018 года. Это предусмотрено проектом федерального закона "О внесении изменения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", который был принят Госдумой в третьем чтении.

Согласно документу, пошлина будет взиматься "за выдачу федеральных специальных и (или) акцизных марок с двухмерным штриховым кодом, содержащим идентификатор Единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ЕГАИС - ИФ) для маркировки алкогольной продукции". Ее размер составит 16 копеек за каждую марку.

Новая норма вступает в силу с 1 октября 2018 года.

Введение госпошлины не увеличит финансовую нагрузку на производителей алкоголя, поскольку она будет интегрирована в цену марки. Предполагается, что пошлина будет направляться на развитие информационных технологий отрасли, к примеру, на совершенствование работы ЕГАИС.

***

X5 зафиксировала увеличение объемов продаж пива во время мундиаля

X5 Retail Group, в управлении которой пребывают розничные сети «Карусель», «Пятерочка» и «Перекресток», отчиталась об увеличении продаж пива и снеков по итогам июня на 15–20%. В компании склонны связывать рост продаж пива и снеков с проходившим в Российской Федерации мировым футбольным чемпионатом. В ритейл-компании подчеркнули, что рост объемов продаж пива и снеков продолжился и в этом месяце.

Рост сопоставимых продаж ритейлера по итогам второй четверти текущего года в сравнении с показателями 2017 года увеличился на 1%. По мнению руководства компании, эффект ЧМ-2018 сможет компенсировать будущее замедление уровня продовольственной инфляции.

***

Производители стеклотары опасаются остановки предприятий

Проект закона, позволяющий властям изымать технологическое оборудование стеклозаводов при использовании их продукции для изготовления нелегального алкоголя, вызывает опасения у рыночных игроков. По их мнению, подобная практика угрожает остановкой заводов и срывом контрактов. Игроки рынка отмечают, что контролировать оборот стеклотары крайне сложно. Следовательно, присутствуют риски необоснованного преследования добросовестных производителей тары.

Стекольщики акцентируют внимание на том, что в Российской Федерации нет механизмов контроля над вторичным использованием стеклотары для разлива алкогольной продукции. Таким образом, добропорядочные производители могут стать жертвой закона по вине недобросовестных производителей спиртного, которые используют стеклотару повторно. Наряду с этим, тару заведомо невозможно защитить от подделки также хорошо, как, к примеру, казначейский билет или акцизную марку. Таким образом, нелегальным игрокам алкогольного рынка не составит большого труда организовать производство тары, имитирующей продукцию добросовестного стеклозавода.

***

Минсельхоз предлагает пить отечественное вино

Глава Минсельхоза России Дмитрий Патрушев направил предложения по развитию виноделия в стране в адрес первого вице-премьера, министра финансов Антона Силуанова.

В документе отмечается, что в этой отрасли есть несколько системных проблем, сдерживающих реализацию потенциала. Прежде всего, это высокая зависимость от импорта сырья для изготовления вина (более 53%), недостаток отечественного качественного посадочного материала винограда. В общем объеме розничных продаж также высока доля импорта винодельческой продукции: на зарубежное тихое вино приходится 50%, на игристое — 21%.

По мнению Патрушева, назрела необходимость назвать новые приоритеты в виноградарстве и виноделии. Так, предлагается сформировать дополнительные стимулы и благоприятные условия для отечественных производителей. К примеру, предлагается стимулировать продажи не только в магазинах и ресторанах, но и на воздушном и наземном транспорте, магазинах беспошлинной торговли, в госкомпаниях и органах власти, учреждениях культуры.

Также среди предлагаемых мер - стабильное выделение средств господдержки на закладку и уход за виноградниками в объеме порядка 3,5 млрд рублей в год, в том числе за счет поступления средств от сбора акцизов.

***

Путин пообещал подумать над разрешением продажи пива на стадионах

Президент России Владимир Путин обещал подумать над разрешением продажи пива на стадионах в России. С соответствующей просьбой к нему обратился президент Татарстана Рустам Минниханов на Совете по физкультуре и спорту в Калининграде.

«Хотелось бы поднять один вопрос, который мы проверили по ходу чемпионата, – это продажи пива», – сказал Минниханов. По его словам, во время матчей в Татарстане во время ЧМ продажи пива достигли 89 млн руб. «Никаких эксцессов, никаких проблем не было», – отметил Минниханов. «Просил бы рассмотреть возможность… Все-таки мужчины любят пиво», – добавил он.

«Не все», – вмешался президент Владимир Путин, который вел заседание. «Я забочусь о наших братьях, православных», – заверил Минниханов, признав, что странно слышать такие слова про пиво от мусульманина. «Ну, если уж мусульмане просят к пиву либеральнее подойти... Давайте посмотрим», – согласился Путин.

Запрет на продажу пива на спортивных объектах ввели в апреле 2005 г.

***

Болельщики за время ЧМ выпили на стадионах море пива

Болельщики за время проведения чемпионата мира по футболу выпили на стадионах более 3,2 млн стаканов пива. Об этом со ссылкой на данные Международной федерации футбола (FIFA) сообщила компания Budweiser, являвшаяся официальным спонсором чемпионата мира по футболу FIFA 2018.

"Согласно официальным данным от FIFA за время мундиаля в России болельщики выпили более 3,2 млн стаканов Bud (официальный бренд пива, который имел лицензию на продажи на стадионах - прим.)", - говорится в сообщении. Объем стакана, по данным компании, составлял 0,45 литра, таким образом, болельщики выпили на стадионах 1,45 млн литров пива.

При этом отмечается, что более 2% от выпитого пришлось на безалкогольное пиво, хотя в обычное время доля безалкогольного пива по рынку составляет порядка 1,5%.

***

Госдума одобрила запрет рекламы алкоголя в детских передачах

Комитет Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи принял решение запретить рекламу алкоголя, БАДов и лекарств в детских теле- и радиопередачах. Запрет также распространяется на рекламу оружия. Кроме того, депутаты рассмотрели возможность увеличения лимита рекламы в часовых телепрограммах. Поправки в законопроект депутатов Антона Горелкина и Марины Мукабеновой были одобрены ко второму чтению.

«Поправками уточняется, что в детских передачах не допускается рекламирование алкогольной продукции, лекарств и медицинских изделий, биологически активных добавок, оружия и продукции военного назначения, финансовых, брокерских и букмекерских услуг, а также основанных на риске игр. Кроме того, эти нововведения предполагается распространить и на детские радиопередачи», — сообщают в пресс-службе комитета.

На данный момент в соответствии с законодательством общая продолжительность рекламы и прерывания должна не превышать 15 процентов или 9 минут от времени часового вещания. В случае принятия проекта лимит рекламы увеличится до 20 процентов, что составит 12 минут в час – отмечают авторы законопроекта.

***

Роспотребнадзор усилит контроль за алкоголем из Грузии

Роспотребнадзор усилит контроль за алкоголем, поступающем в Россию из Грузии, говорится в сообщении ведомства. В ходе проверки грузинского алкоголя на соответствие требованиям качества и безопасности в I полугодии ведомство не допустило ввоз в Россию более 16 тыс. литров грузинского алкоголя.

«Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека проводится контроль за качеством и безопасностью алкогольной продукции, поступающей на территорию Российской Федерации из Грузии. В I полугодии 2018 года выявлены партии алкогольной продукции, не соответствовавшие обязательным требованиям, которые установлены техническими регламентами и законодательством Российской Федерации в области защиты прав потребителей. Все партии продукции, не соответствовавшие обязательным требованиям, общим объемом более 16 тысяч литров не допущены на территорию Российской Федерации. Контроль за качеством и безопасностью алкогольной продукции, поступающей на территорию Российской Федерации, будет усилен», — заявили в Роспотребнадзоре.

В ведомстве отметили, что результаты проверки импортируемого из Грузии алкоголя «свидетельствует о нарушениях технологии производства и недостаточном уровне контроля за выпускаемой продукцией как со стороны производителей, так и со стороны уполномоченных грузинских государственных органов».