Информационно-аналитический дайджест по винно-водочной и пивной отрасли

Новый вид лицензии на продажу алкоголя предложен Минпромторгом

Минпромторг предложил новый вид лицензии на торговлю алкоголем, которая должна действовать лишь в течение нескольких месяцев. Это существенным образом удешевит ее получение. Об этом стало известно из письма замглавы Минпромторга Виктора Евтухова в Совет Федерации. Сейчас государственная пошлина за получение права на торговлю спиртным составляет 65 тыс. рублей на год, для сезонного варианта — например, для летнего кафе на шесть месяцев — сумма составит всего 10 тыс. рублей. В Минздраве заявили, что не поддерживают инициативы, направленные на повышение доступности алкогольной продукции для населения.

В Минпромторге пояснили, что введение новой лицензии окажет поддержку магазинам и предприятиям общепита, которые осуществляют свою деятельность не круглый год, а, например, только в курортный сезон. Сейчас такие организации должны платить полную стоимость лицензии, в противном случае торговля алкоголем в малых «сезонных» предприятиях будет незаконной. В Минпромторге отметили, что сезонные периоды субъекты РФ будут определять индивидуально.

***

В России падают продажи медовухи

С начала года продажи медовухи в России упали на 40%. Среди негативных факторов производители отмечают, прежде всего, повышение акциза: с 1 января он был повышен с 9 до 21 рубля за литр, что привело к увеличению отпускных цен на 15%.

Кроме этого, из-за неблагоприятных погодных условий нынешним летом резко сократился сбор меда: цены на этот продукт, по данным Минсельхоза, выросли в два-три раза. Также, по мнению экспертов, на снижение продаж медовухи влияет рост серого импорта с Украины и Белоруссии, где акцизная ставка на этот напиток гораздо ниже, чем в России. К концу года цены на этот напиток возрастут на 20-25%.

Стабилизировать ситуацию, считают производители медовухи, могло бы включение напитка в перечень сельхозпродукции, что предполагает определенный ряд льгот. Однако к настоящему времени данный вопрос так и не урегулирован, несмотря на то, что в мае президент Владимир Путин давал соответствующее поручение правительству.

***

За производство и торговлю порошковым алкоголем будут штрафовать

Комитет Госдумы по госстроительству и законодательству рекомендовал депутатам принять в первом чтении правительственный законопроект о введении административной ответственности за изготовление и оборот порошкообразного алкоголя.

Речь идет о внесении поправок в Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП) и дополнении его новой статьей 14.17 "Производство и (или) оборот порошкообразной спиртосодержащей продукции". В соответствии с ней за правонарушения в этой области предусматривается наложение штрафа на граждан и должностных лиц в размере от 20 тыс. до 50 тыс. рублей, на юридических лиц - от 200 тыс. до 500 тыс. рублей. Одновременно возможна конфискация "предмета административного правонарушения".

Инициатива была внесена кабинетом министров в пакете с законопроектом о запрете производства и оборота порошкообразной спиртосодержащей продукции на территории России. В нем, в частности, под порошкообразной спиртосодержащей продукцией подразумевается такая продукция, "которая при добавлении к ней воды в определенной пропорции преобразуется в алкогольный напиток".

***

Спиртосодержащие лекарственные препараты могут попасть в онлайн магазины

Минздрав разрешит продажу «Боярышника», «Пустырника» и других спиртосодержащих препаратов в интернете, это следует из письма замглавы ведомства Дмитрия Костенникова в Совет Федерации. При этом спиртосодержащие лекарственные препараты можно будет покупать в неограниченных количествах — Минюст не согласовал Минздраву норму о двух флаконах в одни руки.

Законопроект о разрешении продажи в интернете безрецептурных лекарств уже получил одобрение правительства, вскоре он будет внесен в Госдуму. Рынок безрецептурных настоек в первом полугодии 2017-го вырос на 10% — до 1 млрд рублей, по данным DSG Group. Основные потребители продукции по назначению — люди пожилого возраста.

***

В России может появиться система автоматического формирования минимальных розничных цен на алкогольную продукцию

Такое поручение в адрес Минфина направил вице-премьер Александр Хлопонин, курирующий в правительстве вопросы регулирования алкогольного рынка.

Как сообщила пресс-секретарь вице-премьера Наталья Платонова, речь идет о разработке «унифицированной формулы с объективными параметрами», которая позволит раз в год пересматривать минимальные цены для каждого вида алкогольной продукции. По словам Платоновой, предложения по выработке критериев определения МРЦ должны быть подготовлены к концу ноября текущего года. В настоящий момент минимальные цены в России устанавливаются на водку, коньяк, бренди и шампанское.

***

Для парфюмерии предложили ввести минимальную розничную цену

Минздрав предлагает ввести минимальную розничную цену на парфюмерно-косметическую продукцию, сообщил замглавы Минздрава Дмитрий Костенников. Согласно позиции министерства, стоимость подобной продукции должна быть эквивалентной цене на водку. Так, одеколоны и лосьоны объемом 100 мл с долей спирта 80% должны стоить не менее 82 рублей. Такие товары низкого ценового сегмента считаются жидкостями «двойного назначения» и используются населением в качестве алкогольных суррогатов.

В Минфине считают, что предложения Минздрава неосуществимы из-за отсутствия лицензирования продажи таких товаров. Производители парфюмерно-косметической продукции поддерживают ценовое регулирование в этой сфере.

***

Brown-Forman меняет дистрибьютора своей продукции в России

Coca-Cola Hellenic Bottling Company на российском рынке сменит «АСТ интер». Эту информацию «Ведомостям» и РБК подтвердили участники переговоров: до 28 февраля 2018 года представлять бренды Brown-Forman в России продолжит Coca-Cola HBC, а с 1 марта новым партнером американского производителя крепкого алкоголя станет «АСТ интер».

При этом, как пишут СМИ, ссылаясь на представителей АСТ, последняя сотрудничает с Brown-Forman ещё с конца 90-х, но как технический импортер продукции, осуществляя ее доставку на территорию России. Теперь же, заявил «Ведомостям» основатель и генеральный директор «АСТ интер» Леонид Рафаилов, Brown-Forman заключила с компанией «долгосрочный эксклюзивный контракт» и рассчитывает на ее «обширную сеть дистрибуции» и «деловую репутацию» для «успешного продвижения» своих брендов.

Вместе с тем, по данным «Коммерсанта», решение Brown-Forman расторгнуть начавшееся в 2010 году сотрудничество с Coca-Cola Hellenic Bottling Company «назревало давно», поскольку «компанию не устраивали организация и динамика продаж ее брендов в России».

***

Хлопонин предложил поднять цены на коньяк

Курирующий алкогольную отрасль вице-премьер поручил Минфину и другим заинтересованным ведомствам проработать вопрос повышения минимальных розничных цен (МРЦ) на коньяк.

В последний раз розничные цены на коньяк в России повышались относительно недавно: с 13 мая 2017 года минимальная цена бутылки объемом 0,5 л выросла на 15,2% — с 322 руб. до 371 руб. Но до этого повышения они не менялись почти три года, с 2014-го, указывают в Союзе производителей коньяка (Союзконьяк), который выступил инициатором обсуждения темы в правительстве. В организации настаивают, что повышение цены на полке до 371 руб. недостаточно и не освобождает рынок от засилья фальсифицированной продукции.

***

Предприятия РФ в сентябре 2017 года снизили производство алкоголя

Предприятия РФ в сентябре 2017 года снизили производство водки, конька и пива в годовом выражении, следует из доклада Росстата.

Производство водки в сентябре составило 7,1 миллиона декалитров, что на 0,1% ниже показателя сентября 2016 года и на 1,4% выше объемов производства в августе этого года. Производство коньяка за отчетный период снизилось в сравнении с прошлым годом до 718 тысяч декалитров, что на 9,1% ниже сентября прошлого года и на 5,1% ниже, чем в августе текущего года.

Производство пива в сентябре составило 57,2 миллиона декалитров, что на 5,8% ниже сентября прошлого года и на 23,2% ниже, чем в августе текущего года.